СПЕЦПРИЛОЖЕНИЯ: ТЕХЗОНА НЕДВИЖИМОСТЬ ДЕНЬГИ СТИЛЬ ЖИЗНИ ПОГОДА В МИРЕ ФОНД ПОМОЩИ

Газета.Ru

26 апреля 2024 03:06

ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ

«Мы пришли, как прогрессоры с другой планеты, и сделали мегакачество»

— 8.09.09 20:36 —

ТЕКСТ:

ФОТО: Константин Куцылло

О том, как представляли себе «Газету.Ru» ее создатели и что у них в итоге получилось, о новом жанре утренних заметок, погоне за оперативностью и спорах с главным редактором рассказывает первый начальник отдела бизнеса и финансов «Газеты.Ru» Александр Малютин.

– Как ты попал в «Газету.Ru»?

– Бородулин, Кутушева и я работали в отделе экономполитики «Коммерсанта», он был начальником, а я обозревателем. Однажды Бородулин показал мне бумажку с идеей суперпупермегаинтернет-издания. Показал – и мы забыли. Он вернулся к этому разговору через несколько месяцев, осенью 1999 года. Я запомнил время, потому что как раз начинала становиться газета «Ведомости», куда меня тоже позвали. И тут Бородулин говорит: «Все, идем в интернет». И я стал начальником отдела бизнеса и финансов.

У нас в экономполитике была почти семейная атмосфера. А объединенная редакция «Коммерсанта» выворачивала наизнанку: три заметки в неделю в ежедневную газету, еще одну заметку во «Власть» и колонку в «Деньги» – это тяжело. Я устал работать по две ночи подряд, поэтому охотно откликнулся на предложение Влада. Тем более, оно было лучше по деньгам, чего уж там скрывать.

– А что было в той бумажке?

– Это была, если смотреть сегодняшними глазами, очень наивная бумажка, под такую сейчас никто денег не даст на интернет-проект. А тогда дали, и это было нормально.

Там было написано, что интернет растет, мы все замечаем, что люди начинают туда ходить. Но там совершенно отстойный контент. Давайте-ка мы сейчас создадим заметки коммерсантовского уровня, переведем в интернет – и всех вынесем сразу. Во-первых, вынесем по качеству, а во-вторых, вынесем по времени. Газету «Коммерсант» люди видят с утра. А мы будем издавать накануне в семь вечера – это будет конкурентное преимущество.

– Преимущество – это минус время на печать номера?

– Да, как если бы «Коммерсант» был не на бумаге, а выходил в интернет. Ты работаешь как в «Коммерсанте»: есть событие сегодняшнего дня, ты его отрабатываешь, пишешь заметку и сдаешь. Мы должны были писать заметки такого же качества, как они, но публиковать тем же вечером. И это будет конкретное преимущество. Такая была мысль.

– Ты согласился без колебаний?

– Было очень интересно. До этого я семь лет работал ногами. С одной стороны, начал уставать. А с другой стороны, достиг такого уровня, что у меня началось переполнение по источникам и по темам. Потока информации за день хватало на три заметки. Но я, обозреватель, один столько написать не мог. Влад предлагает: а давай ты будешь начальником. У тебя будет человек пять – прекрасно. Больше денег – прекрасно. Интернет и мое математическое прошлое – прекрасно. В тот момент это казалось предложением мечты.

– А как ты собирал первую команду, первый отдел?

– Во-первых, конечно, люди из отдела экономполитики. Я совершенно не был медиаменеджером. Я был просто автором, обозревателем и до этого никогда не был начальником. Кого я знал? Только своих, кто рядом работал. Не знал ни других изданий, не знал понятий типа «средняя цена на рынке». Просто знакомые люди, которым доложил, что вот такое есть, это будет клево, это будет лучше всех в мире, – пошли. Кто-то пошел.

– Как Влад видел проект? Были какие-то установки, кроме того, что давайте мы здесь сделаем «Коммерсантъ»?

– Мне кажется, у него совершенно не было в голове той «Газеты.Ru», которая сейчас есть, и даже той, которая потом при нем возникла. Он просто сделал ставку на некую команду, человек пятнадцать.

Совершенный междусобойчик. Та притирка, которая сложилась еще в «Коммерсанте», перенеслась туда, и все.

– Но в «Коммерсанте» же ты был обозревателем? И обозревателем по каким темам?

– По экономполитике, по взаимоотношениям правительства и крупного бизнеса. В новостях компаний, банковской сфере я плавал, безусловно, и вообще этим не занимался. Но я был счастлив, потому что можно было это познать и развиться.

– Ты этому научился?

– Да, именно в «Газете.Ru». Учился на том, что писали мои талантливые обозреватели.

– Ты смотрел какие-то западные источники?

– Ну да. Ты же знаешь, что к 10 утра нужно было выложить какую-то приличную заметку. Люди с утра приходят в офис, они хотят что-то читать. А что им дать почитать? Либо вчерашние новости в исполнении «Коммерсанта», либо давать им американские новости.

Влад правильно чувствовал, что с утра должно быть какое-то новье, что-то свежее. И требовал. Поэтому приезжали к 9 и рождали утреннюю заметку, к 10 утра вывешивали.

Это дико мудро, это очень правильно. Он реально обгонял время, на тот момент это было никому не понятно. Сейчас так делают все бумажные газеты, которые подорвались делать себе сайты. Бородулин это делал в 2000 году.

– Вы же не сразу пришли к этому?

– Не сразу, потому что концепция была не такая. Концепция была простая: мы издаем заметку коммерсантовскую в семь вечера. Весь день ее делаем и в семь вечера сдаем. А вот мысль о том, что надо какую-то оперативку к 10 утра, она появилась уже по ходу проекта.

– Сколько потребовалось времени, чтобы «Газета.Ru» стала «Газетой.Ru» в ее нынешнем понимании?

– Где-то год-полтора, и это можно выяснить с точностью до дня. Когда Путин дал интервью, на которое позвали Бородулина. Там были еще strana.ru и «Би-би-си». Это был знак. Стало понятно, что это издание – одна ножка стола, на котором все держится. Системообразующий сайт.

– И чем занимался твой отдел?

– Мы все амбициозные люди. И мы все с самого начала думали, что мы супердрим-тим. Поначалу было очень много завиральных идей. Ну, например, очень прикольно спереть в Белом доме проект бюджета. Он был на бумажках, и мы отсканировали сто с лишним страниц, распознали, поправили, вывесили. Эксклюзив! И почти никто на него не пошел, почти никто его не почитал. Вроде бы по всем канонам журналистики – супер. Но никто не читает, никому не надо. Либо не верят.

Однажды мы сделали заметку об Александре Мамуте. И наш текст был процитирован со словами «как сообщает интернет».


Где-то примерно через год уже сложилось, про что пишем, про что не пишем, на что себя тратим, на что мы не тратим. Когда у тебя 10 человек, ты не можешь окучить все, что делают «Ведомости», у которых 50–60 человек.

– Каким было соотношение между фактурой и аналитикой, предположениями?

– Если мне есть что сказать по этой теме, я говорю. А если нечего сказать – мы просто даем факты. Никакого давления, навязывания не было. Я сам соображал: если я могу что-то сказать по теме, то пишу колонку.

– Важна ли была посещаемость?

– Месяца через четыре после старта «Газеты.Ru» «Лента.Ru» нас обогнала по посещаемости. Влад был не в себе. У него, понимаешь, немножко старорежимные представления о жизни: если контент лучше, то и посещаемость должна быть лучше. И вот он недоумевал – как это может быть? И стал напирать на оперативность.

– Кроме оперативности существуют всякие способы продвижения в интернете. Вы это понимали тогда или нет?

– Далеко не сразу. Уже потом, когда я понял, что у Антона Носика есть человек, который делает прекрасные баннеры и баннерообмен, на котором, собственно, «Лента.Ru» нас и обошла. Потом мы этого человека наняли. Начали изучать технологии и начали ими пользоваться.

– Получился ли в итоге «Коммерсантъ» в интернете?

– Первые шесть месяцев все шло прекрасно, мы делали настоящую газету в интернете, сопоставимую с «Коммерсантом». А через полгода вся эта прекрасная штука закончилась. Все мои интимные любимые источники начали отпадать. То есть, к великому сожалению, «Газета.Ru» не вошла в пару-тройку изданий премьер-лиги, где тебе давали информацию. И мне даже любимые потайные источники начинали говорить: «Старик, ну…». Причем это же самые любимые, самые надежные, которые несколько месяцев честно что-то давали. И перестали.

«Газета.Ru» 1999 года в каком-то смысле сильно опередила время. Тогда это еще не было нужно.

Мы просто пришли, как прогрессоры с другой планеты, и сделали мегакачество. Не на пять процентов больше, не на десять, а на 150. И это оказалось воспринято таким вот образом.

Когда источники перестали нормально общаться, это просто показывало, что интернет не имеет такого влияния и такого значения, как мы думали. Это было в начале 2000 года. Сейчас, может быть, это есть. Тогда так не было, поэтому они отпали. И поэтому мы упростили деятельность. Контент, заметки стали попроще. «Газета.Ru» перестала конкурировать с «Коммерсантом», с «Ведомостями». Она стала каким-то отдельным явлением в интернете. А потом появились ресурсы, которые еще проще, но у них посещаемость. Это стало причиной грусти… Мне повезло, что через некоторое время пришло предложение от Forbes, и я вовремя отплыл. Еще год – и я бы дико грустил.

– Что было причиной ухода? Ты в чем-то не сошелся с Владом?

– С Владом все было прекрасно. Просто есть предложение мечты, создается русский журнал Forbes. Кроме того, «Газета.Ru» была слишком хорошей для этого интернет-бульона. А потом началось снижение понтов, понимание того, что бумага не умерла.

– Мне казалось, что у Влада какое-то одно видение по поводу того, как должен работать отдел бизнеса и финансов, а у тебя другое.

– Споры всегда были, но это были нормальные творческие споры, они бы никогда не привели к уходу. «Газета.Ru» – это интернет-газета, интернет и газета. Влад больше настаивал на концепции СМИ. Мне казалось, что нужно делать больше конкретно интернетовских примочек, делать из «Газеты.Ru» какую-то интернет-компанию, предлагать услуги. Грубо говоря, если бы мы пошли по моей концепции, то, может быть, мы бы изобрели RSS раньше всего.


[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

СПЕЦПРИЛОЖЕНИЯ: ТЕХЗОНА НЕДВИЖИМОСТЬ ДЕНЬГИ СТИЛЬ ЖИЗНИ ПОГОДА В МИРЕ ФОНД ПОМОЩИ

Сервисы «Газета.Ru» «Газета.Ru» в Facebook «Газета.Ru» в Twitter «Газета.Ru» ВКонтакте

© ЗАО «Газета.Ru». (1999-2024). Информация об ограничениях.   Обратная связь.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-28061 от 27.04.2007 г.
Адрес учредителя: 125080, Россия, Москва, ул. Врубеля, д. 4, стр. 1
Адрес редакции: 121059, Москва, Бережковская наб., д. 16А, стр. 2.
Телефон редакции: +7 (495) 980 80 28
Факс: +7 (495) 980 90 73
Распространяется бесплатно
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Рубрики «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Деньги и Жизнь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-информационными приложениями к «Газете.Ru».
Дизайн-макет: Анатолий Гусев, Петр Бородин

Rambler's Top 100